Ярослав Ємельяненко: "Нині територія Чорнобиля - територія позитивних змін"

Ярослав Ємельяненко: "Нині територія Чорнобиля - територія позитивних змін"

Безпритульних цуценят, що народилися у Чорнобильській зоні, охоче приймають у свої сім′ї американці. Чи багато собак нині мешкає у зоні відчуження? Яка загалом ситуація з дикими тваринами у лісах навколо Чорнобиля?

У програмі Українського радіо "Ранковий формат" директор "Чорнобиль-тур" Ярослав Ємельяненко розповів про нинішні кроки з відродження Чорнобильської зони як для українців, так і для іноземних громадян.

Подається мовою оригіналу.

Ви в Києві чи в Чорнобилі зараз перебуваєте?

Ярослав Ємельяненко: Как раз сейчас я нахожусь в Чернобыле, оставил своих туристов завтракать и отошел с чашечкой кофе... Утренний Чернобыль... и вот так начинается у меня ваш ефир. Тут сейчас практически нет людей, выходной день. Туристы однодневных поездок еще не успели заехать, тут такое мальовниче місце...

Якщо кавуєте в зоні відчуження, то значить безпечно там?

Ярослав Ємельяненко: Здесь несколько тысяч человек живут и работают. Это работники режимных служб, полиции, СБУ, администрации зоны, здесь есть столовая, гостинницы, прачечные, лесничество. Это образцовый советский городок. Единственное отличие от других городов это то, что здесь нет детей. Чернобыльскую зону нельзя посещать, а тем более работать, если вы не достигли 18-летнего возраста. Все остальное - типичный райцентр, выкрашенные в белый цвет бардюрчики, цветочки растут...

І є безпритульні собаки... Як ви сприйняли цю новину, що вирушать до США українські песики?

Ярослав Ємельяненко: Очень позитивно. В Чернобыльськой зоне действуют правила радиационной безопасности, которые, в том числе, запрещают работникам держать у себя животных. Животные не могут придерживаться правил радиационной безопасности и ходят везде. Они на лапах, на шерсти могут переносить радионуклеиды. Держать их у себя дома нельзя. Но, тем не менее, здесь люди, которые работают вахтовыми сменами, часто приносят туда цуценят и естественно эти собачки там размножаются. Около столовой, около КПП, в других местах. Туристы их обожают - собачки к ним, туристы к ним - тут любовь... Но они размножаются достаточно безконтрольно. Рано или поздно это стало бы проблемой. Сейчас международные волонтеры взялись за стерилизацию взрослых чернобыльських собак, а маленьких цуценят действительно увозят и я этому очень рад. Животные будут пристроены до зимы, а это очень важно, потому что зимой в Чернобыльской зоне самая большая популяция волков в Европе.

Ви згадали про вовків. Так само можна згадати і про інших диких тварин, але ж їхнє перевування не обмежене і може вовк, лисиця чи олень завітати в сусідню Житомирську область... Наскільки контролюється пересування таких тварин, наскільки їх маршрути є безпечними? Чи ведеться облік скільки їх на території зони?

Ярослав Ємельяненко: Этим вопросом занимается Державне підприємство "Екоцентр". Они держат руку на пульсе животного и радиоактивного мира Чернобыльской зоны. К сожалению, точную статистику я вам привести не могу, это немножко не мой профиль, но тем не менее, животный мир локализован в Чернобыльской зоне и практически не выходит за ее границы. Даже если лось немножно радиоактивный за счет того, что он ест не совсем чистую траву, то он же не лезет к вам на руки, не облизывает, он не трется об вашу одежду, то есть опасности здоровью человека он не представляет, какую представляют собаки.

Нещодавно була пожежа. Люди були занепокоєні і не вірили ЗМІ, які запевняли, що рівень радіації нормальний, що він не перевищує норми. Яка зараз ситуація в Чорнобильській зоні і в Києві?

Ярослав Ємельяненко: Даже на момент пожара, который был недавно, наши туристические группы с украинскими и иностранными туристами находились на маршрутах и видели этот пожар. Дело в том, что то же предприятие "Екоцентр", о котором я говорил, оно имеет расставленные по Чернобыльской зоне автоматические системы радиационного контроля и эти системы постоянно онлайн мониторят ситуацию с уровнем радиации в воздухе. И для каждых вот этих територий, на которые распределяется Чернобыльская зона, есть свои уровни допустимой радиации. Ни один пожар, который прошел по Чернобылю за последние 5 - 7 лет, не превысил нормы допустимой радиации на данной територии. Не смотря на то, что горел практически рыжий лес, а это самая высокоактивная часть Чернобыльской зоны, было незначительное повышение фона, но оно не выходило за границы 10-километровой зоны. Никакого вреда 30-километровой зоне, а тем более Киеву не было.

Кількома реченнями - чим цікава Чорнобильська зона для туристів сьогодні?

Ярослав Ємельяненко: Мы 10 лет работаем над тем, чтобы Чернобыльскую зону воспринимали не только как место трагедии, но и как место победы. Ликвидаторы, которые ликвидировали последствия, и время сделали свое дело. Сейчас чернобыльские туристы едут в зону в своей обычной прогулочной одежде без риска получить урон здоровью. Это значит, что в принципе, тот монстр, с которым боролись, мирный атом так называемый, он локализован настолько, что он сейчса безопасен. Зона, за те годы, которые мы не обращали на нее внимания, она стала уникальным местом. Там восстановилась природа из-за того, что уменьшилось количество людей. Едешь на своей машине и возле дороги видишь лося, косулю, диких животных, как в иностранных больших зоопарках. Плюс, здесь есть оргомное раздолье людям, которые любят заброшки, потому, что здесь выведены из эксплуатации большие технологические объекты и они впечатляют своими масштабами. И вообще, на уровне украинской культуры это очень важная вещь, потому, что мы выводим ее из травмы в позитив. Територия Чернобыля - територия позитивных изменений сейчас!

Повну версію програми слухайте за посиланням.